Н.И. Пашковский

Субъекты международной правовой помощи по уголовным делам*

В последнее время в уголовно-процессуальной науке стал актуальным вопрос о регламентации института международной правовой помощи по уголовным делам. На наш взгляд данный институт состоит в предусмотренной международными нормативно-договорными актами (договорами, конвенциями) или реализуемыми на основе взаимности системе  уголовно-процессуальных мер, механизмов, принципов, способов, методов, институтов, посредством которых одно государство (или международная организация) предоставляет другому государству (международной организации) содействие своих публичных служб и судебных институтов в расследовании и рассмотрении уголовных дел и исполнении вступивших в силу приговоров.

Одним из характерных признаков международной правовой помощи по уголовным делам является наличие специфических субъектов данной деятельности и особый характер их участия в уголовном процессе.

В связи с тем, что институт международной правовой помощи (предусмотренный многосторонними и двусторонними международными соглашениями), а также внутригосударственными нормами является комплексным, мы полагаем, что субъекты данной помощи могут быть проанализированы и с позиций уголовно-процессуальной науки и соответственно квалифицированы в качестве субъектов уголовного процесса[1]

Не останавливаясь на рассмотрении различных мнений относительно понятия субъекты (участники) процесса,[2] мы полагаем, что таковыми являются государственные органы, международные органы, должностные лица, предприятия учреждения, организации и граждане (граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства), которые имеют процессуальные права и обязанности, реализуемые ими посредством уголовно-процессуальной деятельности по собственной инициативе либо вследствие предписаний закона. Учитывая, что все субъекты МПП осуществляют в той или иной мере уголовно-процессуальную деятельность (в частности, участвуют в собирании доказательств).

Следует отметить, что в так называемом «иностранном элементе», характерном для уголовных дел, по которым оказывается МПП [3] следует остановить внимание не только на объекте отношений, находящихся за границей, юридическом факте, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается уголовно-процессуальные правоотношения, но и на субъекте отношения – иностранном гражданине, иностранном государственном органе, юридическом лице или иностранном государстве (международной организации).[4]

В целом, субъекты МПП первоначально можно разграничить  на четыре группы: Запрашивающая сторона, Запрашиваемая сторона, лица, относительно которых запрашивается помощь, и иные субъекты, способствующие выполнению помощи.

Запрашивающая и Запрашиваемые стороны, в свою очередь выражены определенными государственными органами и должностными лицами, которые занимаются непосредственно исполнением МПП и, как правило,  представлены органами прокуратуры и полиции (начиная от местных аппаратов и заканчивая Центральными органами), органами Министерства юстиции и судами.

Обращает на себя внимание возможность участия международных организаций в предоставлении МПП и, соответственно, во внутригосударственном уголовном процессе. Прежде всего это Интерпол, который благодаря обширной базе  криминалистического учета, а также большому коммуникационному потенциалу оказывает существенную помощь в собирании, проверке доказательств, розыске и задержании обвиняемых и т.п.[5] Кроме того, инициатива в истребовании МПП может исходить и от других действующих международных организаций, в частности, Международных судов (трибуналов) по Югославии и Руанде.

Международные соглашения, регламентирующие оказание МПП, закрепляют особые положения, затрагивающие процессуальный статус лиц (граждан), которые вовлекаются в сферу МПП. Так, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся стороны, явится в учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть взяты под стражу или подвергнуты наказанию, в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.[6]

Возникает вопрос о возможности признания защитников  и представителей субъектами МПП. Мы полагаем, что данный вопрос должен решаться положительно, если зарубежное законодательство предусматривает возможность исполнения запросов указанных лиц. На это, в частности, указывает американский юрист Карл Л. Дистефано, который отмечает, что многие пользуются преимуществом, предоставляемым законом США о правовой помощи, согласно которого любое заинтересованное лицо может обратиться за получением судебного разрешения на поиск информации. Так, сторона по уголовному делу (в том числе и защитник) может иметь консультанта в США для подачи заявления от его имени. Если поиск запрашиваемых доказательств будет осуществляться в США, то американский суд примет такое заявление, даже если в соответствии с международными соглашениями требуется рогационное письмо (международное правовое поручение).[7]

В литературных источниках также отмечается необходимость разработки процессуальных аспектов создания и деятельности следственных групп, состоящих из представителей различных государств, при расследовании транснациональных преступлений.[8]

Таким образом, субъекты МПП, как субъекты уголовного процесса обладают следующими отличительными особенностями:

Они являются либо органами иностранных государств и органами специализированных международных организаций, которые оказывают (запрашивают) МПП, либо гражданами и юридическими лицами, которые вовлекаются в процесс оказания МПП.

Граждане, вовлекаемые в ходе оказания МПП в уголовно-процессуальную деятельность, обладают особым процессуальным статусом, который характеризуется в частности наделением их частичным уголовным и административным иммунитетом.

И, наконец, мы хотели бы остановиться на возможности предоставления правовой помощи дипломатическими и консульскими учреждениями Украины в зарубежных государствах.

Консульское учреждение имеет право выполнять… функции, порученные консульским учреждениям аккредитирующим государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.[9] Главой  V Консульского Устава Украины предусмотрено, что консул исполняет поручения следственных и судебных органов Украины относительно граждан Украины, если это не запрещено законами государства пребывания. Указанные поручения исполняются с соблюдением процессуального законодательства Украины.[10] Кроме того, некоторыми консульскими конвенциями предусмотрено право  на передачу правовых документов, в соответствии с которым консульское должностное лицо имеет право передавать судебные и внесудебные документы, если это разрешено законами и правилами государства пребывания.[11]

Мы полагаем, что в проекте УПК в разделе, посвященном производству по уголовным делам, связанным с международными отношениями следует закрепить положение о том, что дипломатические (всегда) и консульские (с согласия принимающего государства) учреждения вправе вызывать граждан Украины для производства допроса, очной ставки и других следственных действий по поручению органов предварительного расследования и прокуроров. При этом вызываемые граждане должны предупреждаться об ответственности за неявку в указанные учреждения.. Кроме того, указанные лица должны предупреждаться об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Но данные виды ответственности должны реализовываться только на территории Украины. Тем более, что в настоящее время уже практически решается вопрос об организации представительства прокуратуры и следственного аппарата в странах, между которыми достигнуты соответствующие соглашения.[12]



* Пашковский Н.И.Субъекты международной правовой помощи по уголовным делам // Актуальні проблеми держави і права. – Вип. 6. – Частина ІІ. -  Одеса, 1999. – С.261-267.


 

Литература

[1] На наш взгляд, международная правовая помощь по уголовным делам включает в себя и  уголовно-процессуальную деятельность, так как содержанием данной помощи  составляют именно действия, направленные, в частности,  на расследование преступлений.

[2] Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. М., 1961. – С. 10-24, Шпилев В.Н. Участники уголовного процесса. Минск, 1970. – С.8, Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права. М., 1963. – С. 57-59, Кокорев Л.Д. Участники уголовного процесса //Проблемы кодификации уголовно-процессуального права. – М., 1987. – С. 38-40.

[3].Курс международного права. В 7 т. Т. 6. Отрасли международного права /И.И. Арцибасов, И.И. Лукашук, Б.М. Ашавский и др.). – М., 1992. –С. 212.

[4] См. подробнее, Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М., 1999. – С. 10-11.

[5] См. Инструкцию о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Утверждена приказом Генерального прокурора Украины, МВД  Украины, СБУ, Госкомграницы Украины, Государственной таможенной службы Украины и ГНА Украины от 09.01.97 г.

[6] Ст. 9 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993 г. Аналогичные положения об изъятии указанных лиц из-под уголовной и административной юрисдикции содержат практически все ратифицированные Украиной международные договоры о правовой помощи, а также Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, 1959 г.

[7] Дистефано Карл Л. Способы получения доказательств из США для судопроизводства за границей //Государство и право. – 1996. - № 10. – С.30.

[8] Биленчук П.Д., Еркенов С.Е., Кофанов А.В. Транснациональная преступность: состояние и трансформация /Под редакцией Акад. П.Д. Биленчука. – К., 1999. – С. 145.

[9] См., например, ст. 9 Консульской конвенции между Украиной и Россией 1993 г. ст. 8 Консульской конвенции между Украиной и Молдовой 1996 г.,

[10] Консульский Устав Украины, утвержден Указом Президента Украины № 127 от 04.04.94г.

[11] См., например, ст. 22 Консульской конвенции между Украиной и Россией 1993 г., ст. 21 Консульской конвенции между Украиной и Молдовой 1996 г.

[12] Биленчук П.Д., Указ. сочин. – С. 145.

© Пашковський Микола Іванович

 

Главная:: Новости:: О проблеме:: Научная работа::Кафедра:: Публикации:: Ссылки:: Для студентов::E-mail

Материалы сайта не могут быть размещены в сети или иных публичных изданиях без согласования с автором.

© Николай Пашковский 2002

Хостинг от uCoz