На украинском языке

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Введение
Методические рекомендации по написанию и защите курсовых работ студентами

 

ВВЕДЕНИЕ

Во время изучения основного курса «Уголовный процесс» предполагается выполнение студентами трех видов обязательных письменных работ:

Кроме того, приветствуется участие студентов в научно-практической деятельности кафедры путем написания рефератов, докладов, тезисов докладов, сообщений.

Письменные работы являются одной по активных форм обучения, оказывают содействие более глубокому усвоению дисциплины “Уголовный процесс”, приучают студента к точному изложению своих мыслей, развивают умение обобщать собранный материал (теоретический и практический) и аргументировать сделанные по работе выводы.

Кроме того, письменная работа, старательно выполненная студентом, является  для него средством самоконтроля, установления, насколько правильно, глубоко он усвоил вопросы курса, или отдельной, выбранной им, темы.

Для успешного выполнения основного вида письменных работ – курсовой работы, предлагаются вниманию следующие рекомендации, которые могут быть использованы и при написании дипломной работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению и защите курсовых работ студентами всех форм обучения

Курсовые работы являются одной по разновидностей научно-практической работы студентов (вместе с выполнением рефератов, подготовкой и выступлением с докладами и сообщениями на студенческих конференциях, и т.п.).

Успешное выполнение курсовой работы является показателем

Как отмечал известный историк Т. Шанин, “...письменная работа больше развивает логическое мышление, чем устный язык. Устный язык – это способ проверки знаний, при котором риторические способности студента могут дать возможность ему "выкрутиться". При письменном ответе ты выражаешь определенную логику мышления, которую можно перепроверить очень быстро, и потому именно письменное изложение своих мыслей – наилучший тренинг, который только существует. Не случайно английские студенты наилучших университетов куда меньше времени проводят в классах, чем в библиотеках... Библиотека – это значит думать, создавать и писать, а не просто читать! Это означает – не только учебник, с которым ты работаешь, а стена книг, и ты отбираешь только то, что тебе нужно, и работаешь с этим, создавая свое понимание, выбирая "свою" литературу, которая нужна именно тебе. В итоге, ознакомившись с разными подходами, взглядами, теориями, ты приобретаешь свой подход, свой взгляд. Цель – найти свой взгляд”[1].

Студенту следует не забывать и о том, что его курсовая работа является важной ступенькой к написанию дипломной работы.

Основные этапы выполнения курсовой работы.

1.  Выбор темы.

Студенты заочной формы обучения выбирают тему по варианту, предложенному им в информационном листке[2] по курсовым работам, соответственно первым буквам их фамилий.

Студенты дневной формы обучения должны ознакомиться с темами курсовых работ, предложенными на данный учебный год, и выбрать тему, которая их более всего интересует.

2. Составление первоначального плана курсовой работы.

Прежде чем приступить к написанию курсовой работы студент должен ознакомиться с образцовым планом, который предложен ему по этой теме, чтобы определить ориентировочно круг вопросов, которые он может раскрыть в работе.

На основе образцового плана студент, исходя по собственного видения темы работы, составляет первоначальный план курсовой работы. Предварительное составление плана является необходимым условием выполнения работы, так как содействует последовательному и систематизированному изложению содержания работы, разрешает избегнуть повторов. Цель плана – помочь студенту найти основные направления в освещении тех вопросов, которые необходимо раскрыть в работе. План работы позволяет студенту найти необходимый ему материал, сгруппировать его по вопросам плана, выделить по множества вопросов темы, наиболее важные, которые требуют изучения.

Конечно, в процессе написания работы первоначальный план может студентом изменяться, дополняться, корректироваться, вопросы размещаться в другом порядке, но тема должна быть раскрытая по сути.

По завершению  выполнения работы должен быть оформлен окончательный План работы.

3. Подбор литературы и других материалов и источников, составление библиографии.

Составив первичный план курсовой работы, студент должен ознакомиться с перечнем рекомендованной по этой теме литературы, нормативно-правовых актов, опубликованной судебной практики.

Подбор литературы по избранной теме рекомендуется осуществлять также работая с каталогами библиотек ОНЮА, ОНУ им. И.И. Мечникова, Одесской областной библиотеки им. О.М. Горького и других библиотек.

Отобранная студентом литература по избранной теме должна быть изложена в библиографии работы (перечня источников), в которой обязательно  указываются полные реквизиты

  • литературного источника (фамилия, инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц – эта информация, как правило, указывается в книге на той странице, что и аннотация);
  • нормативно-правового акта (название, вид акта, орган, который издал, дата принятия, где опубликован);
  • постановления Пленума Верховного Суда Украины;
  • примеров правоприменительной практики местной (номер уголовного дела, орган в котором она находится); опубликованной (источник, в котором опубликован пример).

Библиография будет необходима при составлении списка литературы и сносок.

Для ознакомления с материалами местной правоприменительной (судебной, прокурорской, следственной) практики студенты могут обращаться к следственным, прокурорским органам и судам с просьбой об ознакомлении с архивными уголовными делами и надзорными производствами (запрос на ознакомление с уголовными делами можно получить на кафедре Уголовного процесса).

Правоприменительная практика также публикуется в журналах "Право України" (до 1991 г. – "Радянське право"), "Вісник Верховного Суду України", "Вісник прокуратури", "Бюллетенях законодательства и юридической практики Украины", газетах "Юридичний вісник", "Закон и бізнес", "Юридическая практика".

4. Изучение литературных, статистических и других источников, нормативно-правовых актов, материалов местной и опубликованной правоприменительной практики, отбор материала и его конспектирование.

Выполнение работы не ограничивается изучением только учебников, научно-практических комментариев или законов. Необходимо ознакомиться с несколькими монографиями, посвященными теме курсовой работы.

Конспектирование изученных  источников и материалов позволит студенту более оперативно их использовать в процессе работы над конкретными вопросами.

5. Написание первого варианта (черновика) текста работы.

Основные требования к содержанию и к оформлению курсовой  работы.

Курсовая работа выполняется на украинском или русском языке (в случае написания работы на русском языке студент должен приложить к ней российско-украинский словарь с 20 терминами, которые встречаются в работе).

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность (изложение одного вопроса должно логически связываться с изложением следующего вопроса);
  • аргументация выводов по каждому вопросу плана;
  • точность в определениях и классификациях (для этого целесообразно вспомнить правила логики относительно определений и классификаций);
  • конкретность в изложении результатов работы;
  • доказанность выводов по работе в целом.

Особое внимание следует обратить на стиль работы, который конкретизируется умением студента точно и обоснованно высказывать свои мысли языком науки уголовного процесса, умения раскрывать на конкретных примерах единство теории и практики, наличие в работе понятийного аппарата, вывода по каждому вопросу.

В очерках "О хорошем языке научной работы" известный ученый-гуманитарий Д.С. Лихачев выделил 11 требований-ориентиров для начинающего исследователя (которым, без сомнения, является выполняющий курсовую работу студент):

  • Требование к языку научной работы резко отличается от требований к языку художественной литературы.
  • Метафоры и различные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на каком-то мнении. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.
  • Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, которым мысль выражена.
  • Главное достоинство научного языка – ясность.
  • Другое достоинство научного языка – легкость, сжатость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.
  • Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткими, переход от одной фразы к другой логически естественным "незаметным".
  • Каждую написанную фразу следует проверять на слух и нужно перечитывать написанное вслух для себя.
  • Следует меньше употреблять местоимения, которые заставляют думать, - к чему они относятся, что они "заменили".
  • Не следует бояться повторений, механически от них лишаться. То или другое понятие должно подаваться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте лишь тех повторов, которые идут от бедности языка.
  • Избегайте слов-"паразитов", слов мусорных, что ничего не прибавляют к мысли...
  • Обращайте внимание на "ясность" слов[3] ...

Требования к содержанию:

Вступление. Во вступлении к работе (2-3 страницы) отмечается почему студент избрал именно эту тему работы, обосновывается ее актуальность (для студентов дневной формы обучения). Актуальность темы определяется ее общественно-правовым значением, связью с практикой. Кроме того, во вступлении также указывается библиография, которая имеется по этой теме.

Основные вопросы работы. В этой части работы студент должен юридически грамотно в самостоятельном пересказе изложить теоретический материал, а также действующее законодательство и правоприменительную практику по данной теме. Излагая основные вопросы работы, студент должен раскрыть все вопросы плана. Изложение вопросов должен быть полным, всесторонним и лаконичным. Студент должен показать знание законопроектных материалов (в частности, проекта УПК Украины, разработанного рабочей группой Кабинета Министров Украины).

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий по избранной теме.

Принимая во внимание, что курсовые работы выполняются студентами судебно-прокурорской специализации, необходимо чтобы студенты проанализировали в своих работах известные им трудности и коллизии применения уголовно-процессуальных норм, которые имеют место в правоприменительной практике. В этом случае студенты должны активно использовать опыт и знания, полученные ими во время производственной практики в правоохранительных органах и судах и практической работы.

Изложение теоретических вопросов должно сопровождаться примерами из опубликованной и местной правоприменительной практики.

Вывод. Студент обязательно может изложить свои обоснованные выводы, сделанные по работе, в результате изучения литературных источников, изучения нормативно-правовых актов, правоприменительной практики. Вместе с выводами приводятся также критические замечания студента на недостатки действующего законодательства, практики его применения, и предложения по их усовершенствованию.

Практическая задача. Обязательным условием допуска к защите курсовой работы является решения студентом предложенных ему задач и составления соответствующих проектов процессуальных актов. Решения задач должно быть детально аргументировано со ссылкой на уголовно-процессуальное законодательство, и, при необходимости, на постановления Пленума Верховного Суда Украины. Все ответы должны быть полными, содержать ссылки на использованные источники.

Приложения к курсовой работе и список литературы. Как иллюстративный материал студент может приложить к работе образцы процессуальных документов, таблицы, схемы и т.д., которые должны быть связаны с вопросами, изложенными в работе.

Хорошим приложением к курсовой работе могут быть копии материалов архивного уголовного дела, связанные с темой работы, и их короткий критический анализ. Желательным также является представление и копии уголовного дела полностью.

В конце работы следует привести список использованной литературы (сначала указываются нормативно-правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда Украины, литературные источники, материалы правоприменительной практики). В этом списке должны быть указаны только те источники, на которые есть сноска в тексте работы.

6. Выполнение окончательного ("белового") варианта работы.

Текст курсовой работы должен быть:

  • написан от руки разборчивым почерком, или
  • напечатан на пишущей машинке через два интервала, или
  • напечатан с использованием компьютерной техники (шрифт: Times New Roman, размер шрифта: 13, интервал: полуторный),

на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А 4 размером 210х297 мм (60 знаков в строке, включая промежутки между словами, 28-30 строк).

Страницы курсовой работы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм.

Объем курсовой работы не должен превышать 30-35 страниц рукописного текста (25-30 страниц машинописного текста или теста напечатанного с применением компьютерной техники), исключая схемы, таблицы, список литературы и прочие приложения.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, буквенных дополнений.

При выполнении курсовой работы студент обязан делать сноски на источник, откуда он позаимствовал материал. В случае использования чужого материала (цитат, таблиц, схем и т.д.) без ссылки на источник, курсовая работа возвращается автору для доработки.

Студентам, которые небрежно оформили курсовые работы, или подали работы, содержащие ошибки (в том числе и орфографические), может быть отказано в допуске к защите работы.

 

Титульный лист должен  быть оформлен следующим образом:

Министерство образования и науки Украины
Одесская национальная юридическая академия
Судебно-прокурорский факультет

 

 

кафедра уголовного процесса

 

 

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

Курсовая работа

студента 3 курсу 2 группы
Петренко Петра Львовича

 

 

 

 

 

 

Одесса - 2002

 

План должен  быть оформлен следующим образом:

 

- 2 -

План

Введение

  1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие и виды
  2. Понятие и виды мер пресечения
  3. Применение, изменение и отмена мер пресечения

    Заключение

 

 

Список литературы должен быть оформлен следующим образом:

Список использованной литературы

  • Использованные нормативно-правовые акты (указанные в порядке нисхождения их юридической силы с соблюдением хронологического порядка в каждой группе юридически равносильных нормативно-правовых актов: Конституция Украины, международно-правовые акты, ратифицированные Украиной, законы Украины, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты иностранных государств.
  • Акты Конституционного Суда Украины.
  • Использованные разъяснения высших судебных органов (постановления Пленума Верховного Суда Украины, разъяснения Высшего хозяйственного суда Украины, постановления Пленума Верховного Суда СССР и разъяснения судебных органов иностранных государств.
  • Использованные литературные источники (монографии, учебники, учебные пособия, статьи и т.д.), размещенные в алфавитном порядке.
 

Образцы оформления списка литературы.

  1. Фамилия, инициалы автора. Основной заголовок работы.   Место издания: Издательство, Год издания. -  Количество страниц. Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ.- Г.: Наука, 1990. – 167с.
  2. Основной заголовок. /Фамилия инициалы Автора 1, Фамилия инициалы Автора 2, Фамилия инициалы Автора 3, Фамилия инициалы Автора 4 и др.   Место издания: Издательство, Год издания. -   Количество страниц.
  3. Основной заголовок. /Фамилия инициалы Автора 1, Фамилия инициалы Автора 2, Фамилия инициалы Автора 3, Фамилия инициалы Автора 4 и др.; Отв. ред. Инициалы фамилия.   Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц.
  4. Основной заголовок: Сб. ст.: Перевод с англ. и фр./под ред. Инициалы фамилия.   Место издания: Издательство, Год издания.- Количество страниц.
  5. Фамилия инициалы Автора. Основной заголовок: Учебник. для юр. вузов.   2- е вид., перераб. и доп. Место издания: Издательство, Год издания. -  Количество страниц.
  6. Фамилия, инициалы Автора. Название статьи //Название журнала. - 1998. - № 3. - С.23-24.
  7. Фамилия, инициалы Автора. Название статьи //Название газеты. - 1998. -  15 окт. -  С. 10-11.
  8. Фамилия инициалы. Название: Беседа с Фамилию, инициалы /Записал Фамилию, инициалы //Название газеты. - 1998. - 15 окт. -  С. 10   11.
  9. Фамилия инициалы Автора. Название: Автореферат дис. к.ю.н. Место издания, Год издания. - Количество страниц.

Образцы оформления сносок

  1. Фамилия инициалы Автора. Название.  Место издания, Год издания.   С. 11-12.
  2. Строгович М.С. Указ. соч. -  С. 42.
  3. Фамилия инициалы Автора. Название //Название журнала. - 1998. - № 3. -  С.24.
  4. Фамилия инициалы. Название //Название газеты. - 1998. - 15 окт. - С. 10.
  5. Фамилия инициалы. Название: Беседа с Фамилию, инициалы /Записал Фамилию, инициалы //Название газеты. - 1998. - 15 окт. - С. 11.

7. Представление работы для проверки и рецензирования.

Студенты дневной формы обучения подают курсовую работу лично на кафедру Уголовного процесса, студенты заочной формы обучения – в деканат факультета заочного обучения.

Курсовая работа подписывается и датируется автором на последней странице.

8. Защита курсовой работы.

Получив курсовую работу с рецензией, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, провести анализ указанных в ней замечаний, подготовиться к защите по указанным в ней вопросах.

Возможно представление дополнительных материалов, которые восполняют пробелы работы.

День и время, в которые планируется защита курсовой работы указывается в рецензии.

Защита курсовой работы состоит из следующих элементов:

  • краткое изложение содержания работы (разъяснение и обоснование основных понятий, положений работы, сделанные студентом выводы по работе, объяснения решения задач);
  • собеседование и ответы на вопросы рецензента.

Курсовая работа и ее защита оценивается по четырехбальной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "не защищена".

Основные ошибки студентов при выполнении курсовых работ

Студенты должны помнить, что автор работы единолично отвечает за содержание и оформление работы. Поэтому не выполнение одной по указанных выше рекомендаций может влечь за собой возвращение курсовой работы по мотивам формального несоответствия выполненной работы требованиям, которые к ней предъявляются.

Как правило, студенты допускают следующие ошибки:

Содержательные ошибки:

  • вместо кропотливой самостоятельной работы над изучением рекомендованной литературы - дословно списывают текст из учебной литературы, научно-практического комментария или закона;
  • основные вопросы работы студенты раскрывают поверхностно, или не раскрывают вообще;
  • выполнение работы сводится к механическому переписыванию литературных источников и их неудачного компонования, как следствие - отсутствие в работе анализа темы и собственник мыслей автора;
  • в работе использована устаревшая литература, или нормативно-правовые акты, которые прекратили действие;
  • отсутствуют примеры из практики;
  • отсутствуют обоснованные выводы;

Формальные недостатки:

  • отсутствует план работы;
  • работа не структурирована (не разделенная на логические части) соответственно плану работы;
  • отсутствует список литературы;
  • список литературы не отвечает указанным в работе сноскам или сноски вообще отсутствуют;
  • объем работы малый (меньше 25 листов), велик (больше 35 листов);
  • не выполнена практическая задача;
  • в работе много (больше 10) орфографических ошибок, опечаток, описок, русизмов или украинизмов (в зависимости на каком языке написана работа).


[1] Цитируется по книге В.К. Харченко. Как заниматься наукой. – Белгород, 1996. – С. 64.

[2] Информационные листики по курсовым работам вывешиваются на доске объявлений кафедры уголовного процесса Академии.

[3] Лигачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989. – С. 414-415.

 

 

В начало

Главная:: Новости:: О проблеме:: Научная работа::Кафедра:: Публикации:: Ссылки:: Для студентов::E-mail   

Материалы сайта не могут быть размещены в сети или иных публичных изданиях без согласования с автором. 

© Николай Пашковский 2002

Хостинг от uCoz